Воплощенное познание

Воплощённое познание – это одно из современных направлений исследований познавательных процессов, которое учитывает тело человека. Когнитивная психология, начиная с середины XX века, рассматривала познавательные процессы человека по аналогии с компьютером и из-за этого долго игнорировала роль эмоций, социального взаимодействия, культуры, материальной среды и наконец тела человека в работе различных познавательных процессов (от восприятия и внимания до памяти и мышления). Воплощённое познание как раз стремится восполнить пробел, связанный с телесностью.

Наша лаборатория проводит многочисленные поведенческие эксперименты для того, чтобы понять, как моторная активность и в целом сенсомоторный опыт человека могут влиять на решение мыслительных задач и на понимания языковых выражений (напр. метафор и идиом).

Одно направление исследований связано с попытками реплицировать эффект интерактивности в решении задач. Эффект заключается в том, что решатели справляются лучше с мыслительными задачами, если с ними можно взаимодействовать в ходе решения. Оригинальный эффект не был реплицирован трижды в нашей лаборатории и ведутся исследования по поиску возможных причин подобного исхода.

Второе направление исследований связано с изучением того, как реализуется моторная активность в решении пространственных инсайтных задач (например 9 точек, 8 монеток и т.д.). Были выявлены два режимы планирования моторной активности в таких задачах – онлайн (планирование во время движения) и офлайн (планирование строго перед движением). Оказалось, что онлайн планирование связано с успешностью решения задачи 9 точек, но механизм этого влияния остаётся неясным.  

Третье направление исследований изучает механизмы влияния моторных подсказок и моторных тренировок на решение мыслительных задач. На данный момент существует целый ряд экспериментальных свидетельств в пользу того, что подсказывая движение в некоторых случаях мы можем подсказать и принцип решения мыслительной задачи. Но механизм подобного влияния также пока ещё стоит открыть.  

Четвёртое направление связано с феноменом когнитивной разгрузки, а именно с тем, что люди стремятся в некоторых случаях упростить задачу за счёт использования движений (наклонить голову, чтобы прочитать наклонённый текст) или внешних средств (записать список продуктов в блокноте, чтобы не забыть). Мы изучаем факторы, которые влияют на предпочтение когнитивной разгрузки в области решения мыслительных задач (объём рабочей памяти, сила когнитивного контроля, различные метакогнитивные оценки и т.д.).

И наконец, пятым направлением исследований является изучение сенсомоторного компонента в процессе переработки вербальной информации. На данный момент уже есть интересные свидетельства о том, что пространственные метафоры помогают понимать большое количество понятий. Исследования в нашей лаборатории пытаются понять, на какие именно когнитивные процессы могут влиять сами пространственные метафоры (напр. на распределение внимания) и как именно мы пониманием пространственные метафоры и идиомы.

Исследовательские вопросы:

  1. Одинаково ли влияют телесные процессы на понимание буквальных и абстрактных выражений?
  2. Как разные режимы моторного планирования связаны с решением мыслительных задач?
  3. Отличаются ли механизмы решения мыслительных задач в ситуации, когда решатель взаимодействует с элементами задачи и когда решает не двигаясь?
  4. Как предварительная моторная тренировка может повлиять на мышление в ходе решения задачи?
  5. В каких случаях люди предпочитают решать мыслительные задачи, прибегая к подручным средствам? Как это им может помочь в решении?