Исследование того, как взаимодействие с умными устройствами влияет на мышление и метакогниции.
Когнитивные исследования влияния гаджетов на когнитивные процессы находят себе место в современной психологической науке. Например, определенной известностью обладает «Гугл-эффект» — ситуацию, когда при легком доступе к источнику информации люди запоминают скорее расположение, чем содержание информации.
Другой эффект, описывающий воздействие гаджетов на когниции — так называемая гипотеза «высасывания мозга». Такое громкое название описывает довольно скромный по своей силе эффект: наличие даже выключенного смартфона на столе ухудшает выполнение задач на внимание.
В рамках когнитивной лаборатории мы разрабатываем теоретическую рамку, которая бы объединила различные эффекты в одно целостное объяснение. На текущем этапе мы предполагаем, что когнитивные и метакогнитивные эффекты гаджетов связаны с приписываемой им частичной агентностью.
Наши достижения:
· Мы разработали теоретический подход, в рамках которого воспринимаемая агентность гаджетов объясняет различные психологические эффекты;
· Мы обнаружили, что люди чаще приписывают смартфонам ментальные и эмоциональные состояния;
· Обнаружили, что при использовании гаджетов в условии мультизадачности у людей выше уверенность в собственных знаниях (feeling of knowing).
Исследовательские вопросы:
· Как отличается решение задач с использованием гаджета от решения без него?
· Какие меняется метакогнитивная регуляция когнитивных процессов при использовании гаджетов?
· Как соотносятся убеждения людей о гаджетах с характером их использования?