Котова Татьяна Николаевна

старший научный сотрудник

tkotova@gmail.com

Образование, научные звания и степени

2006 — Защита диссертации на соискание степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» по теме «Психологические средства мышления: на материале решения задач младшими школьниками и подростками», 2006 г. 

2003 – 2006 — Аспирантура Института психологии Российского государственного гуманитарного университета

2000 – 2003 — Институт психологии Российского государственного гуманитарного университета, диплом

Научные интересы

Исследовательские проекты

  • 2021-2022 Грант ВШЭ. Проектная группа «Развитие типов воображения у детей дошкольного возраста: когнитивные и онтогенетические механизмы» (Роль – внешний партнер) (Руководитель – Котов А.А.)
  • 2020-2021 Грант РФФИ 20-113-50512 “Развитие понятий в младенческом возрасте и раннем детстве: когнитивные и нейронные основы”. Роль: руководитель.
  • 01/2020-12/2022          продление Гранта РНФ «Ранняя нейрокогнитивная диагностика одаренности» (№ 17-18-01047). Роль: исполнитель (Руководитель – Мари Арсалиду).
  • 01.2020-12.2022          Влияние доступности наименования признаков объектов на категориальное научение у детей дошкольного и младшего школьного возраста (20-013-00698). Роль – исполнитель.
  • 01/2017-12/2020          Грант РНФ «Ранняя нейрокогнитивная диагностика одаренности» (№ 17-18-01047). Роль: исполнитель (Руководитель – Мари Арсалиду).
  • 01/2015-12/2017          Грант РГНФ. Влияние опыта категоризации на способность индуктивным выводам в различные периоды раннего детства (№ 15-36-01328). 
  • 01/2015-12/2017          Грант РГНФ. Эффект чрезмерного подражания: использование принципа рациональности, следование социальным ожиданиям или участие в совместных действиях? (№ 15-06-10943). Роль: Руководитель.
  • 01/2015-12/2017          Грант РФФИ. Автоматическая активация действий с предметами: механизмы контроля и условия возникновения (№ 15-06-02233). 
  • 01/2014-12/2015          Грант президента РФ для молодых кандидатов наук. Динамика совместного внимания ребенка и взрослого в ходе освоения нового слова (№ МК-3824.2014.6). Роль: руководитель. Сумма: 1 200 000 р.
  • 01/2013-12/2014          Грант РФФИ. Языковая детерминация восприятия: как слова катализируют категоризацию (№ 13-06-00432). Роль: Соруководитель. (Руководитель: Котов Алексей  Александрович)  Сумма: 800 000 р.
  • 01/2012-12/2013          Грант РГНФ. Функция совместного внимания у детей 3-4 лет при усвоении значений слов в общении со взрослым (№12-36-01280). Роль: Руководитель. Сумма: 1 200 000 р.
  • 01/2011-12/2011          Грант РГГУ. Понимание социальных маркеров и ожиданий другого человека в норме и при шизофрении. Роль: Руководитель. Сумма: 50 000 р.
  • 01/2010-12/2012          Грант Министерства образования РФ. Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России. Роль: исполнитель (руководитель: Спиридонов Владимир Феликсович). Сумма: 10 000 000 р.

Публикации

  • Котова Т.Н., Котов А.А. (принята к публикации) Развитие понятий в младенческом возрасте и раннем детстве: когнитивные и нейронные основы. Психология. Журнал высшей школы экономики. 
  • Arsalidou, M., Pascual-Leone, J., Johnson, J. M., Kotova, T. (2019) The Constructive Operators of the Working Mind: A Developmental Account of Mental-Attentional Capacity // The Russian Journal of Cognitive Science. Vol. 6. No. 2. P. 44-55.
  • Charkhabi, M., Khalezov, E., Kotova, T., Baker, J. S., Dutheil, F., & Arsalidou, M. (2019). School engagement of children in early grades: Psychometric, and gender comparisons. PloS one14(11).
  • Котова Т. Н. Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития // Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 107-119.
  • Котова Т.Н. Социальное научение у человека как особый механизм научения // Избранные разделы психологии научения: коллективная монография / отв. ред. В.Ф. Спиридонов. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 334 с. 
  • Котова Т.Н. Освоение нового слова: специфичные и общие опоры для научения // Избранные разделы психологии научения: коллективная монография / отв. ред. В.Ф. Спиридонов. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 334 с.
  • Kotova T.N., Kotov A.A. (2015) The role of referential intention as a component of joint attention in object-label association and shared knowledge acquisition. The Russian Journal of Cognitive Science. Vol. 2 (4), pp. 4-11.
  • Котова Т.Н., Юдина Т.О., Котов А.А. Роль целенаправленности и результативности действий взрослого в освоении предметных действий у детей на втором году жизни. Российский журнал когнитивной науки, 2014, том 1 (1-2), стр. 48-53.
  • Котова Т.Н. (2014) Демонстрация ребенку действий с новым объектом: информирование об устройстве или передача способа употребления объекта? Экспериментальная психология. Экспериментальная психология, №3, 57-68. 
  • Котова Т.Н., Котов А.А. (2014) Распознавание чужих намерений ребенком при освоении инструментальных действий // Когнитивная психология: феномены и проблемы. Сост., предисл. В.Ф. Спиридонова. — М.: Ленанд. 216-228 с.