Спиридонов Владимир Феликсович

декан, заведующий лабораторией

vfspiridonov@yandex.ru

Образование, научные звания и степени

Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1988), затем аспирантуру того же факультета. Кандидат психологических наук (1992). Кандидатская диссертация: «Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи» (научный руководитель – В.В. Петухов).

Докторская диссертация (2006): «Функциональная организация процесса решения мыслительной задачи».

Доктор психологических наук (2006), профессор (2011).

Научные интересы

Когнитивные науки и когнитивная психология, психология мышления, психология решения задач и проблем, методы активизации творческого поиска (эвристики и эвристические стратегии), задачи и проблемы, эксперты и экспертность (высокий уровень достижений) в сфере решения задач и проблем. Механизмы воплощенного познания в мышлении и поведении. Физические и семантические аффордансы.

Особенности психологических теорий. Различные типы объяснительных моделей в психологии мышления.

Исследовательские проекты

  • 1988–2000 – Цикл исследований онтогенеза продуктивного мышления
  • 1995–2003 – Цикл исследований феномена профессионализма, психологических механизмов и последствий профессионализации
  • 1999–2012 – Цикл исследований психологических механизмов решения мыслительных задач и феномена экспертности (высокого уровня достижений) в сфере решения задач и проблем
  • 2006–н.вр. – Исследования психологических механизмов инсайта
  • 2013–н.вр. – Исследования психологических механизмов обработки языковой информации
  • 2013–н.вр. – Изучение роли воплощенного познания в решении задач
  • 2013–н.вр. – Изучение проблем, связанных с репликацией психологических экспериментов
  • 2019–н.вр. – Изучение ментальных моделей различных явлений (включая теории заговора, биологическую эволюцию, наивную эпистемологию и др.)

Руководство научными проектами, выполненными по грантам:

  1. Онтогенетическое развитие продуктивного мышления подростков (РФФИ, № 94-06-19764-а)
  2. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в становлении творческих процессов (РГНФ, № 96-03-04515а)
  3. Организация и проведение конференции молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления» (РГНФ, №08-06-14055г)
  4. Организация и проведение Второй конференции молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления» (РФФИ, № 10-06-06800-моб_г).
  5. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Государственный контракт № 14.740.11.0233 от 15 сентября 2010 г. «Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России»
  6. Психология решения задач и принятия решений (гранты для поддержки научных исследований РГГУ, 2012)
  7. Организация и проведение Летней школы «Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии» (2008–н.вр.)
  8. Руководство НИР (РАНХиГС) (2014–н.вр.)

Основные публикации

  • Спиридонов В. Ф. Закономерности онтогенетического развития продуктивного мышления //Вестник МГУ. Сер. – 2008. – Т. 14. – С. 13-25.
  • Спиридонов В. Ф. Психологическая теория деятельности и возможности анализа индивидуального сознания //Познание. Общество. Развитие. – 1996. – С. 23-39.
  • Spiridonov V. F. The role of heuristic devices in the development of processes in resolving a creative task //Journal of Russian & East European Psychology. – 1997. – V. 35. – №. 2. – P. 66-85.
  • Спиридонов В. Ф. Психологический анализ виртуальной реальности //Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – 1998. – С. 173-186.
  • Spiridonov V. Attitudes to bribery and blat in contemporary Russian society: the psychologist’s view //Bribery and Blat in Russia / S. Lovell, A. Ledeneva, and A. Rogachevskii (Eds.), London, Palgrave & Macmillan Press. – 2000. – P. 242-249.
  • Спиридонов В. Кафедральный андеграунд //Новое литературное обозрение. – 2003. – №. 59. – С. 482-485.
  • Спиридонов В. Ф. Механизмы решения задач и проблем в свете» экологического» подхода //Культурно-исторический подход и проблемы творчества. – 2003. – С. 391-402.
  • Спиридонов В. Ф. Функциональная организация процесса решения мыслительной задачи // Воображение и творче­ство в образо­вании и профессио­нальной дея­тельности. М. – 2004. – С. 277-298.
  • Спиридонов В. Ф. Психологические механизмы решения текстовых арифметических и алгебраических задач //Вторая международная конференция по когнитивной науке. – 2006. – С. 615-616.
  • Spiridonov V. F. The functional organization of mental problem solving //Journal of Russian & East European Psychology. – 2006. – V. 44. – №. 6. – P. 69-92.
  • Спиридонов В. Ф. Психологические механизмы решения текстовых задач по математике //Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2006. – №. 1. – С. 156-173.
  • Спиридонов В. Ф. Весьма субъективная рецепция идей Выготского //Новое литературное обозрение. – 2007. – №. 3. – С. 36-39.
  • Спиридонов В. Ф. Психология решения задач и проблем и пути развития профессионального мышления //Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления. – 2008. – С. 37-69.
  • Гулевич О. А. и др. Оценка справедливости управленческих решений как фактор организационной идентификации //Вопросы психологии. – 2011. – №. 2. – С. 121-127.
  • Спиридонов В. Ф. Насколько устойчива психологическая структура текстовой задачи по алгебре? //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – Т. 8. – №. 2. – С. 138-147.
  • Пичугина М. О., СПИРИДОНОВ В. Ф. Исследование репрезентации задачи выбора П. Уэйзона //Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту / под ред. В.П. Барабанщикова, В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко. М., Институт психологии РАН. — 2011. — С. 110-116.
  • Спиридонов В. Ф. Психологический анализ и классификация мыслительных задач (на примере текстовых задач по алгебре) //Когнитивные исследования. Вып. 5. Изд. Института психологии РАН, М. — 2012. — С. 267-277.
  • Спиридонов В. Ф., Абисалова Е. А. Изменение показателей креативности с помощью семантического прайминга //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9. – №. 3. – С. 122-130.
  • Спиридонов В. Ф., Лифанова С. С. Инсайт и ментальные операторы, или можно ли пошагово решить инсайтную задачу //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – №. 3. – С. 54-63.
  • Спиридонов В.Ф. Эксперты решают задачи //Когнитивная психология: феномены и проблемы. М., URSS. — 2013. — С. 108-129.
  • Спиридонов В. Ф. Новые методы изучения мыслительных процессов //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – №. 4. – С. 5-38.
  • Спиридонов В. Задачи, эвристики, инсайт и другие непонятные вещи //Философско-литературный журнал «Логос». – 2014. – №. 1 (97). – С. 97-108.
  • Спиридонов В. Ф., Логинов Н. И. Долгая дискуссия об инсайте: к 100-летию открытия феномена //Современные исследования интеллекта и творчества/Под ред. АЛ Журавлева, ДВ Ушакова, МА Холодной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН. – 2015. – С. 15-47.
  • Спиридонов В. Ф., Эзрина Э. В. Психологические модели языковой системы билингва //Шаги/Steps. – 2015. – Т. 1. – №. 1. – С. 182-198.
  • Spiridonov V., Ezrina E. The interaction of several languages in the cognitive system //The Russian Journal of Cognitive Science. – 2015. – V. 2. – №. 4. – P. 12-29.
  • Спиридонов В.Ф., Н.И. Логинов, А.О. Мухутдинова, С.С. Лифанова. Противоречие в структуре репрезентации задачи как условие возникновения инсайта //Психологический журнал. — 2016. — Т. 37. — №1. — С. 61-68.
  • Спиридонов В. Ф., Логинов Н. И. Феномен переноса в решении мыслительных задач //Избранные разделы психологии научения. – 2017. – С. 276-302.
  • Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2017. – Т. 7. – №. 1. – С. 25-42.
  • Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2017. – Т. 7. – №. 1. – С. 25-42.
  • Спиридонов В. Ф. Прайминг и установка на материале решения мыслительных задач //Российский журнал когнитивной науки. – 2017. – Т. 4. – №. 1. – С. 44.
  • Мигун Ю. П., Спиридонов В. Ф. Роль сенсомоторного компонента в обработке языковой информации: воплощенное познание vs когнитивная фасилитация? //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2018. – Т. 15. – №. 2. – С. 192-208.
  • Мадни А. О., Спиридонов В. Ф. Радикальный подход к воплощенному познанию: теория динамических систем //Российский журнал когнитивной науки. – 2018. – Т. 5. – №. 3. – С. 37-55.
  • Spiridonov V. et al. The role of motor activity in insight problem solving (the case of the nine-dot problem) //Frontiers in psychology. – 2019. – V. 10. – P. 1-17.
  • Спиридонов В. Ф., Кисельникова В. Н. В., Данина М. М. Репрезентация личностной проблемы и процесс её решения как предмет психологического исследования //Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – №. 2. – С. 27-37.
  • Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф. Современные исследования инсайта: что мы узнали об инсайте после гештальтпсихологов //Вопросы психологии. – 2019. – №. 4. – С. 146-154.
  • Мигун Ю. П., Бангура М., Спиридонов В. Ф. Со «дна социума» к «вершине славы»: воплощенное познание в обработке пространственных идиом //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – Т. 16. – №. 4. – С. 752-761.
  • Kiselnikova N. V. et al. The development of a method for studying goal setting in psychotherapy //Psychology. – 2019. – Т. 16. – №. 2. – С. 149-169.
  • Спиридонов В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем. – М., Юрайт, 2019. – 324 с.
  • Спиридонов В. Конспирологическая картина мира, или Как устроена теория заговора. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.
  • Петров Н. и др. Инфодемия: как рождаются паника и фейки во время эпидемий //Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. – 2020. – №. 8 (110). – С. 70.
  • Spiridonov V., Loginov N., Ardislamov V. Dissociation between the subjective experience of insight and performance in the CRA paradigm //Journal of Cognitive Psychology. – 2021. – V. 33. – №. 6-7. – P. 685-699.
  • Спиридонов В. Ф. Почему память? //Шаги/Steps. – 2021. – Т. 7. – №. 1. – С. 285-292.